Бумажный бонус. Как Приват зарабатывает миллиарды на госдолге

Государство впервые получит дивиденды от национализации ПриватБанка, который перечислит в госбюджет 11,5 млрд. грн. – 90% прибыли за 2018 год.

До сих пор Минфин лишь финансировал работу банка. Кроме 155 млрд. грн., на которые Приват докапитализировали в конце 2016 года, государство выплачивает банку ежегодно около 10 млрд грн. в качестве процентов.

Это одна из главных причин положительного финансового результата. Без этих денег прибыль банка, вероятно, была бы близкой к нулевой, допускают опрошенные LIGA.net аналитики. В самом Привате подчеркивают*, что основную часть прибыли банк получает за счет розничного бизнеса.

Госдолг в капитале

ПриватБанк сменил собственника в конце 2016 года. После национализации вместо Игоря Коломойского и Геннадия Боголюбова владельцем крупнейшего банка Украины стало Министерство финансов. Главной причиной национализации Нацбанк и Минфин называли дыру в капитале финучреждения, которая сформировалась из-за массового кредитования компаний, связанных с бизнесом прежних владельцев.

Чтобы спасти банк от банкротства, Минфин выпустил большой пул облигаций внутреннего госзайма. В общей сложности Приват получил портфель десятилетних ОВГЗ на 155 млрд. грн. Это были обычные долгосрочные бумаги, особого статуса у них не было, рассказывает руководитель аналитического департамента Adamant Capital Константин Фастовец.

“Суть докапитализации в том, что акционер должен дать банку ценные бумаги на сумму эквивалентную денежным средствам, – поясняет Фастовец. – Это не могли быть облигации с нерыночными условиями обращения”.

Помощь из бюджета

Согласно отчетности Привата за 2018 год, сейчас стоимость ценных бумаг на балансе составляет 180,1 млрд. грн., 84,5% из них – гривневые государственные бумаги, еще 14,5% – ОВГЗ в валюте, менее 1% – облигации Государственного ипотечного учреждения.

Дополнительный доход банк получает от переоценки балансовой стоимости преимущественно валютных ОВГЗ и части гривневых бумаг, привязанных к курсу (портфель индексных облигаций), рассказывает Фастовец.

“Но такая переоценка, в отличие от купонного дохода не приносит банку живых денег, хоть и влияет на прибыль, – уточняет он. – Переоценить могли и гривневые бумаги, что обычно связано с движением рыночной ставки”.